Январь 3

Магия ритма

Автор: Suzalina . Рубрика: История стриптиза | Отзывов (3)

Прежде чем как-то определить сущность ритма, давайте задумаемся над тем, насколько разнообразны формы ритмических действий в окружающей нас действительности.

Если вдуматься, то все, что имеет воспринимаемую во времени форму, основано на ритме. Есть ритм смены времен года, смены лет, смены фаз Луны, смены дня и ночи, прилива и отлива. Мало того, что природа изначально находится в постоянном ритмическом процессе, человек сам для себя придумал еще целый ряд дополнительных ритмических сеток, без которых сейчас уже трудно представить наше каждодневное существование (часы, деление месяцев на недели и т.п.).
Неорганическая ритмическая система внедрялась постепенно, с усложнением социальной жизни. Но и в те далекие времена, когда у человека не было еще ни развитого календаря, ни тем более часов, он уже подсознательно ощущал непреложную ритмическую основу своего бытия. И отобразил ее в ритуалах, соединявших частную, единственную жизнь с общими космическими процессами, — а они все ритмичны и периодичны!
Да, наши предки ощущали себя детьми Вселенной в гораздо большей степени, чем мы сегодняшние.
Давно уже отмечено: ритмичные телодвижения, совершаемые множеством людей, приводят к появлению почти мистического чувства единения друг с другом. А если к этому прибавить еще и физическое единение, то возникает колоссальный по мощности однонаправленный заряд человеческой энергии, способный сделать каждого в несколько раз сильнее.
Прежде чем как-то определить сущность ритма, давайте задумаемся над тем, насколько разнообразны формы ритмических действий в окружающей нас действительности.Прежде чем как-то определить сущность ритма, давайте задумаемся над тем, насколько разнообразны формы ритмических действий в окружающей нас действительности.

Если вдуматься, то все, что имеет воспринимаемую во времени форму, основано на ритме. Есть ритм смены времен года, смены лет, смены фаз Луны, смены дня и ночи, прилива и отлива. Мало того, что природа изначально находится в постоянном ритмическом процессе, человек сам для себя придумал еще целый ряд дополнительных ритмических сеток, без которых сейчас уже трудно представить наше каждодневное существование (часы, деление месяцев на недели и т.п.).
Неорганическая ритмическая система внедрялась постепенно, с усложнением социальной жизни. Но и в те далекие времена, когда у человека не было еще ни развитого календаря, ни тем более часов, он уже подсознательно ощущал непреложную ритмическую основу своего бытия. И отобразил ее в ритуалах, соединявших частную, единственную жизнь с общими космическими процессами, — а они все ритмичны и периодичны!
Да, наши предки ощущали себя детьми Вселенной в гораздо большей степени, чем мы сегодняшние.
Давно уже отмечено: ритмичные телодвижения, совершаемые множеством людей, приводят к появлению почти мистического чувства единения друг с другом. А если к этому прибавить еще и физическое единение, то возникает колоссальный по мощности однонаправленный заряд человеческой энергии, способный сделать каждого в несколько раз сильнее.
Прежде чем как-то определить сущность ритма, давайте задумаемся над тем, насколько разнообразны формы ритмических действий в окружающей нас действительности.

Если вдуматься, то все, что имеет воспринимаемую во времени форму, основано на ритме. Есть ритм смены времен года, смены лет, смены фаз Луны, смены дня и ночи, прилива и отлива. Мало того, что природа изначально находится в постоянном ритмическом процессе, человек сам для себя придумал еще целый ряд дополнительных ритмических сеток, без которых сейчас уже трудно представить наше каждодневное существование (часы, деление месяцев на недели и т.п.).
Неорганическая ритмическая система внедрялась постепенно, с усложнением социальной жизни. Но и в те далекие времена, когда у человека не было еще ни развитого календаря, ни тем более часов, он уже подсознательно ощущал непреложную ритмическую основу своего бытия. И отобразил ее в ритуалах, соединявших частную, единственную жизнь с общими космическими процессами, — а они все ритмичны и периодичны!
Да, наши предки ощущали себя детьми Вселенной в гораздо большей степени, чем мы сегодняшние.
Давно уже отмечено: ритмичные телодвижения, совершаемые множеством людей, приводят к появлению почти мистического чувства единения друг с другом. А если к этому прибавить еще и физическое единение, то возникает колоссальный по мощности однонаправленный заряд человеческой энергии, способный сделать каждого в несколько раз сильнее.
Поэтому неудивительно, что многие народные пляски имеют именно единение в основе фигуры танца. Например, югославское коло танцуется в кругу, сплетя руки на плечах соседей; русский хоровод, или, как его еще называют, танок, — просто держась за руки; греческий сиртаки — обнявшись за плечи. Вероятно, каждый может вспомнить магическое действие единения непосредственно на себе (пионерские костры, сборы, туристические походы под ритм гитары…).
В связи с этим тот факт, что среди первобытных танцев преобладают ритуальные — к примеру, военные, — получает новую трактовку. Принято объяснять военные танцы у дикарей как бы игрой в предстоящую войну, эдакой своеобразной репетицией ожидаемых событий. И с этой точки зрения ритуальные танцы первобытных племен уподобляются забавам маленьких детей, которые через игру пытаются выработать стереотипы поведения в разнообразных ситуациях предстоящей им взрослой жизни. Но почему военная игра всегда происходила в мощно ритмизованных формах\» Оглушительный стук барабанов и других ударных инструментов буквально сотрясал площадку для представления танца, усиливаясь прихлопыванием многочисленных зрителей, которые таким образом тоже становились участниками процесса. И вовсе не пустая формальность, а долг перед племенем гнал людей к месту военной пляски. Будучи духовно с теми, кому предстояло стать реальными героями предвкушаемых военных событий, они через ритмичные поддерживающие движения отдавали всю свою энергию будущим воинам, чтобы те смогли победить.
Подобный расклад в древности встречается довольно часто: у некоторых племен есть обычай вместе с женщиной, только что перенесшей роды, укладывать поблизости и ее мужа, ухаживая за ним, как и за ней, с тем, чтобы его энергия передалась ей — так выздоровление наступает быстрее.
Помимо космической ритмики, есть еще ритмика человеческого тела. Один из самых мощных ритмических стержней человека — его дыхание. У многих народов сам смысл слов \»дыхание\», \»дух\», \»душа\» очень близок. От качества дыхания зависит наше здоровье, наша жизнь. Дыхание легко упорядочивается с помощью ритмически произносимого текста, будь то заклинание, боевая песня или просто ритмичные выкрики. Упорядоченные телодвижения помогают окрепнуть человеческой душе, в единении укрепляется человеческий дух. На основании вышесказанного становится очевидным, что ритмическое искусство вообще, и танец в частности, берет на себя заботу о душевном благополучии человеческого рода.

* * *
Всякий танец у древних знаменовал соединение человека с могущественными космическими энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в его жизни: рождение — вступление во взрослую жизнь — вступление в брак — рождение потомства — охота — война — смерть. То есть танцевали не от избытка сил, а для их приобретения.

Тотемные пляски*

Красиво сказал англичанин Х. Эллис: \»Мы совершенно правы, когда рассматриваем не только жизнь, но и всю Вселенную как танец\». То есть всякое развитие сбалансировано законами числа, ритма и порядка.
Древние не обладали математическими знаниями ученых ХХ века, но этот танец Вселенной они ощущали полноценно. Например, в наскальных рисунках бушменов изображено многочастное действие с определенным рисунком персонажей. Одно из любимых изображений бушменов — танец кузнечика-богомола, являющегося тотемом данного племени. Имен у него много: Каанг, Ц\»аагн, Нго. В одном из рисунков фантастические люди-кузнечики окружены фигурками отхлопывающих в такт танцу зрителей. Фигурки \»зрителей\» более тяжелые, утолщенные. Танцоры-\»кузнечики\» почти невесомые, и кажется, что они летят в воздухе. Судя по наскальным изображениям, южно-африканские племена разыгрывали в честь своих тотемических героев многоактные пантомимно-хореографические действа со сложным сюжетом.
Тотемические танцы, длившиеся по несколько дней, были обычно сценарием мифов о фантастических путешествиях из жизни первопредков.
В тотемических плясках разных племен отчетливо проявляется их основная особенность — полное уподобление тотему. Лексика тотемического танца определяется характером пластики определенного вида животного, птицы, насекомого. Эти танцы по своему строю всегда были динамичны, в них подчеркивались движения, а не позы.
В тотемических танцах человек буквально преображался, становясь похожим скорее на изображаемое животное, чем на самого себя. Физических изменений при этом, конечно, не происходило, но внешне танцующий, будь то мужчина или женщина, приобретал звериные черты.
Вот как описывается пляска вождя племени, чьим тотемом был крокодил. \»Элай (так звали вождя) двигался какой-то особенной походкой. По мере нарастания темпа танца он все больше прижимался к земле. Его руки, вытянутые назад, изображали мелкую рябь, исходящую от медленно погружающегося в воду крокодила. Вдруг его нога с огромной силой выбрасывалась вперед и все тело начинало свиваться и скручиваться в острых изгибах, напоминающих движения крокодила, высматривающего свою жертву. Когда он приближался, становилось даже страшно\».
В этих древнейших плясках бывают и сюжеты из сцен охоты, игры в птиц и зверей. Древние люди умели мастерски копировать повадки животных, как бы перевоплощаясь в них в танце. Такое перевоплощение, по их мнению, помогало набраться силы, хитрости, выносливости, свойственной тому или иному животному. У каждого племени было свое священное животное, которому поклонялись, в честь которого танцевали до упаду. Оно их за это награждало в бою всеми своими ценными качествами, принося удачу и победу. И все же, как предполагает В. Тыминский, тотемные пляски — только повод. Главное наступает через несколько часов после начала танца, это сладостное, мистическое состояние между жизнью и смертью, удовольствие физического изнеможения. Танцовщик получает наркотическое наслаждение от собственного движения. Он изощряется. Его тело изумительно пластично. Плечи, бедра, каждая мышца способна работать автономно, вызывая ощущение человека без костей. И уже реальность (удачная охота, ставшая поводом для действа), конечно, не так важна, главной становится вторая реальность — сам танец.
У каждого племени было от десяти до тридцати видов мужских охотничьих танцев, каждый с особенным названием, особыми песнями, музыкальными инструментами, па, фигурами и костюмами участников. Каждое движение этих танцев, как правило, имело свой строго определенный, сакральный смысл.
В охотничьих плясках мужчины тренировали свою наблюдательность, учились выслеживать зверя, маскироваться, незаметно к нему подкрадываться. Танцевали охотники с той же энергией, что и охотились. В танце происходила психологическая и физическая подготовка, тем самым они действительно способствовали удаче в охоте. То же самое относится и к военным танцам.
* * *
Человек в древнем танце был как бы воплощением подсознания Вселенной.

Опубликовано 03 Янв 2010 в 14:01. Рубрика: История стриптиза. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Отзывов (3) на «Магия ритма»

  1. kskngbgrfm на 14 Фев 2011 в 15:47

    ясно

  2. shaneissohot на 18 Фев 2011 в 15:47

    познавательно

  3. HipPea на 19 Фев 2011 в 20:30

    грамотно

Ваш отзыв